Gucci. История бренда. Скандалы, предательства. Успех и громкие провалы.
Самая захватывающая история становления и развития Gucci была экранизирована режиссером Николасом Реем в фильме «Бунтарь без идеала» (англ. Rebel Without a Cause — «Бунтовщик без причины»). Культовый американский фильм Николаса Рэя был снят в 1955 году. Несколько лет назад Мартин Скорсезе и его The Film Foundation взялись за реставрацию «Бунтаря без идеала». В проекте участвовали также модный дом Gucci и Warner Bros. Европейской публике фильм был показан 14 февраля этого года на Берлинале. Представлял фильм сам режиссер. Это история с множественными семейными скандалами, предательствами, счастливыми моментами успеха и громкими провалами и падениями. Мы же остановимся на некоторых, самых важных моментах истории становления одного из самых известных мировых брендов.
Основателем компании был Гуччио Гуччи (Guccio Gucci). Он родился в 1881 году, во Флоренции. Его отец был итальянским ремесленником, изготавливал соломенные шляпы и торговал ими. В 23 года Гуччио самостоятельно открыл мастерскую, назвав ее «Дом Гуччи», и стал заниматься производством конной упряжи. Правда, существовать этому делу пришлось недолго: типичный мужчина из рода Гуччи, Гуччио обладал очень вспыльчивым и непримиримым характером и после скандала с отцом решил покинуть страну. Он остановился в Лондоне, долгое время работал в отеле «Савой», не брезгуя самыми низкими должностями: носильщик, коридорный, лифтер. Ежедневно много людей и лиц мелькали перед молодым человеком, и именно тогда он заметил, что отличительной особенностью проживающих в отеле являются чемоданы и сумки, их вид и качество говорят о статусе человека.
В 1921 году Гуччио возвращается в Италию и создает семью с Аидой Калвелли (Aida Kalvelli). Самый большой подарок супруга преподнесла Гуччио, родив ему шестерых детей. Деньги, что смог заработать за годы, прожитые в Лондоне, Гуччио вложил в открытие собственной мастерской, где продавал одежду для жокеев, сбрую для лошадей и дорожные сумки. Дети росли и поочередно сыновья приобщались к семейному делу в мастерской отца. Наибольшую активность и заинтересованность проявлял сын Альдо. Именно он в 1933 году придумал знаменитый логотип Модного дома Гуччи в виде двух букв «G», переплетенных между собой, символизирующих первые две буквы фамилии и имени отца-основателя.
Его же идеи создания сумки с ручкой из бамбука, которую и сейчас можно видеть у модных леди, элегендарных шарфов из шелка, галстуков, часов. Бизнес Гуччи успешно развивается и расширяется, несмотря на начинающуюся войну. Производство изделий из бамбука, льна, джута, пеньки очень помогло в военные годы, когда остро ощущалась нехватка кожи. А чтобы продемонстрировать всему миру сумки из льна, Альдо лично ездил за океан.
К 1940 году открыто много бутиков в разных уголках Италии. Регулярно пополняется ассортимент товара: одежда, обувь, в частности мокасины на шипованной подошве, духи, часы, изделия из меха. Продукция приходится по душе таким известным женщинам как Жаклин Кеннеди и Королева Елизавета II.
Сын Родольфо же стал сниматься в кино, взяв себе псевдоним Маурицио де Анкора (Maurizio D'Ancora). Ему посчастливилось сняться с Анной Маньяки, имевшей в то время статус культовой личности в киноматографе. Когда закончилась война, Родольфо оставил киноискусство и вернулся работать к отцу. Он успел изучить вкусы и желания голливудских звезд: Ингрид Бергман, Одри Хепберн, Грейс Келли, Питер Селлерс. Именно поэтому они так полюбили одеваться от Gucci и придали ей еще большую популярность. В фильме «Римские каникулы» Одри Хепберн носит шелковый шарфик и мокасины от Gucci.
Aldo Gucci и Maurizio Gucci, Нью-Йорк, 1970-е г.г.
В 1953 году открыты бутики в Нью-Йорке, Париже, Токио, Лондоне, Гонконге… Но, как говорится, не бывает всегда все хорошо. В этом же году умирает Гуччио, что очень сильно повлияло на производительность Модного дома, повлекло много скандалов в семье. После неоднократных ссор и судебных процессов контрольный пакет акций остался у Альдо, он стал во главе фирмы и продолжал заниматься ее развитием.
В 1966 году появляется коллекция очков Gucci Flora. Она посвящена Грейс Келли. Актриса и жена князя Монако выбрала себе шарф в Миланском бутике. Альдо Гуччи решил, что он недостаточно превосходен для княгини и попросил придумать специально для нее необычный принт. Так появился цветочный узор Flora, а резная бабочка из металла стала популярным декором. После этого была выпущена капсульная коллекция солнцезащитных очков Gucci Flora. В ней используются шестиугольные шлифованные линзы (подобно форме флакону из-под духов этого бренда). На левой линзе «сидит» маленькая резная бабочка. Очки безоправные и упаковываются в белый футляр с таким же узором.
Солнцезащитные очки Gucci GG 4217, Коллекция Gucci Flora
Интересна коллекция очков Gucci Garden. Она состоит из нескольких моделей с различными оттенками линз (зелень гардении, фиалковый, солнечный мандарин, голубая магнолия, розовая гардения). Можно подобрать очки в тон к любой одежде.
Солнцезащитные очки Gucci GG 4262S, коллекция 2014
Очень востребованы и интересны каплевидные и квадратные очки, которые возвращают нас в стиль 70-х. Оправы различных оттенков и цветов. Крупные формы оправ из металла и пластика делают очки стильными и эксклюзивными.
Солнцезащитные очки Gucci gg2245, коллекция 2014
В своих коллекциях Gucci затрагивает и мировые проблемы. Одна из них - проблема экологии. Оправы изготавливаются из дерева, а линзы из минерального стекла.
Оправы для очков Gucci GG_3701
Оправы для очков Gucci GG_4261
Оправы для солнцезащитных очков изготавливаются как из металла, так и из пластика, а совместно с компанией Safilo выпускаются оправы из ацетата целлюлозы.
Интересным является сочетание цветов красного и зеленого, который используется в различных моделях очков Gucci. Зелено-красные полоски украшают не только оправы, но и дужки очков, особенно эффектно смотрится такое сочетание на оправе белого цвета.
Солнцезащитные очки Gucci, сочетание красного и зеленого
Удачной моделью считаются очки-авиаторы в кожаной оправе с тонкими заушниками, украшенными логотипом бренда.
Оправы для очков Gucci Gg 3652
Однако, параллельно с работой родственников, не прекращались судебные разбирательства. Каждый из членов семьи имел претензии и судебный иск к другому.
Страсти не переставали кипеть в благородном семействе. Каждое заседание Совета Директоров заканчивалось выяснением личных отношений, ссорами родственников и даже драками. В 1982 году в Паоло кинули пепельницу, он ушел из фирмы.
В 1983 году умирает Родольфо, его акции достаются Маурицио. Родственники сразу подали иск, что он подделал завещание, чтобы не платить налог на наследство. Чтобы избежать приговора к одному году тюремного заключения, Маурицио бежит из страны. Его дядя Альдо решает помочь племяннику, выросшему без матери. Если бы он только знал, к чему приведет его жалость и сострадание. Его родной сын Паоло, затаивший обиду и мечтающий о мести в сговоре с двоюродным братом Маурицио предоставил документы и сделал донос о том, что Альдо уклонялся от уплаты налогов.
Так, в 1986 году, сын отправил отца в тюрьму, с которым постоянно судился, нанимая толпы юристов и адвокатов.
Вступив в права наследования и став президентом в 1989 году, Маурицио сделал все, чтобы процветающая компания пошла ко дну. Начало 90-х стало самым плохим периодом для Gucci. Носить изделия этой марки стало признаком дурного тона, Gucci стал вульгарным аэропортовым брендом, потому что Маурицио, которого воспитывали няня и автомеханик, не знал цену деньгам, не умел выстраивать деловые отношения. Он легко и бездумно продавал лицензии на производство вещей с модным логотипом, совершал массовые увольнения людей, которые долгое время работали в фирме, снял с продажи сумку с ручкой из бамбука, потратил огромную сумму на строительство нового офиса в Милане.
Некачественную продукцию от Gucci, подделки, можно было купить прямо на рынке. Фирма была на грани банкротства. Внуки Гуччио – Роберто, Паоло и Джорджио, которые на тот момент являлись совладельцами компании, желая спасти хотя бы свои капиталы, решают продать свои акции бахрейнской финансовой компании Investcorp.
На должность директора в 1990 году пригласили Доменико де Солле (Domenico de Sole), а дизайнером стал американец Том Форд (Tom Ford). Это был самый удачный союз в мире моды. В кратчайшие сроки им удалось вернуть славу и уважение к Дому Gucci. Том Форд становится творческим директором и создает хит продаж от Gucci: классические туфли с декором в виде уздечки.
Том Форд (слева) и Доменико де Солле (справа)
В 1993 году и Маурицио продает свои оставшиеся акции Investcorp. С этого момента компания полностью перестает быть семейной, в ней не остается ни одного представителя Гуччи. В 1994 году Милан потрясла весть об убийстве 45-летнего Маурицио Гуччи, который был застрелен возле своего офиса в Милане. В течение нескольких лет преступление оставалось нераскрытым, несмотря на то, что фоторобот убийцы удалось составить благодаря множественным опрометчивым уликам и ошибкам, которые он совершил. Основной версией убийства была причастность второй жены Маурицио - Патриции Реджиани к его смерти, однако доказательств не было. Первый брак Маурицио был очень коротким. Жена-графоманка впоследствии написала в своем опусе: «Быть убитым наемным убийцей – это привилегия».
Во втором браке у Маурицио и Патриции родились две дочери. Прожив 12 лет, они развелись. Патриция была дочерью простой прачки, и, осознав, что осталась без будущей материальной поддержки и многое потеряла, обратилась за помощью к психотерапевту, увлекающемуся оккультизмом. На одном из спиритических сеансов духи «посоветовали» избавится от бывшего супруга. Совет был принят буквально, тем более что прошел слух о том, что Маурицио желает
жениться в третий раз, и хочет лишить наследства дочерей от второго брака. Бывшая жена и психотерапевт решили попросить владельца одного отеля нанять киллеров. И только спустя несколько лет один из полицейских, следивших за владельцем пиццерии как за наркодиллерром, подслушал телефонный разговор, в котором тот требовал от Патриции доплату за убийство мужа. Так все участники оказались на скамье подсудимых и Патрицию осудили на 25 лет. Она была не согласна с приговором, считая себя невиновной, требовала пересмотра дела. Но процесс всегда откладывался из-за странного мистического обстоятельства: кто бы не брал в руки дело об убийстве покрывался сыпью, испытывал приступы удушья и тошноты. Что является причиной такого явления неизвестно - то ли «проклятье Маурицио», то ли обыкновенные микробы, которые развелись в стенах архива Верховного суда. Но юристы и работники суда наотрез отказываются трогать бумаги, и скорее всего Патриция, которая в свое время говорила о том, что она лучше будет рыдать в роллс-ройсе, чем радоваться, сидя на велосипеде, отбудет наказание полностью.
А тем временем благодаря грамотному ведению дел и слаженной работы Форда и де Солле, компания снова становится лидером моды. Ранее проданные лицензии отозваны, полученная прибыль вкладывается в расширение бизнеса и приобретение других известных модных компаний. В 1996 году Том Форд получил звание «Лучшего модельера» за коллекцию «Jet Set».
В 2004 году компанию «Gucci Group», состав которой пополнили уже такие известные фирмы как «Yves Saint Laurent», «Balenciaga», «Alexander McQueen», «Sergio Rossi», приобретает французская корпорация Pinault Prin-temps Redoute (PPR). В Доме моды Gucci опять накал страстей. Из-за разногласий с новыми руководителями де Солле и Том Форд покидают его. Прощальная коллекция была представлена в Милане на Неделе высокой моды. Она вызвала бурю эмоций и громкие аплодисменты, которые не прекращались в течение двадцати минут. Вместе с Томом Фордом из компании ушли и другие известные модельеры, в том числе и Александр Маккуин.
На смену Форду пришла молодой дизайнер Алессандра Факкинетти (Alessandra Facchinetti). Она сохранила основной стиль модного дома, и запомнилась своими индийско-африканскими мотивами с цветочными принтами и богатой палитрой цветов.
После ее объявления об уходе дизайнером становится Фрида Джанини (Frida Giannini), которая занимает этот пост и сейчас. Под ее руководством выпускается линейка парфюмерных средств. Постепенно дела в компании пошли в гору, без особых стрессов и падений.
Сегодня Gucci занимает третье место по объемам продаж среди известных мировых брендов Европы. Gucci имеет сеть из 160 магазинов по всему миру, более 70 магазинов duty-free, сотни отделов в крупных универмагах и торговых галереях. Компания славится обширными рекламными компаниями, проводит зрелищные fashion-show. Логотип Gucci можно увидеть на кожаных изделиях, очках, различных аксессуарах, 11 линиях одежды, обуви, часах, парфюмерии и меховых изделиях.
© Елена Михайлова.