17.10.2018

Здоровье глаз у детей. Как сохранить качественное зрение и поддержать здоровое состояние глаз?

Переоценить важность качественного зрения для жизни человека невозможно. Это отражено и в народной мудрости - «береги как зеницу ока», и в высказываниях художников: «Зрение - это место встречи вещей и мыслей, это жемчужные ворота между солнцем и душой» (Юстейн Гордер).

Способность видеть окружающий мир, любоваться его красотой, воспринимать информацию, работать, творить невозможно без нормальной зрительной функции. А сейчас, во времена бурного технического прогресса, наши глаза испытывают все большие нагрузки. Компьютеры, смартфоны, планшеты, телевизоры, покетбуки делают жизнь комфортнее, насыщают информацией, но, к сожалению, чрезмерно нагружают наши глаза. Дети, которые еще даже не научились ходить, уже играют в компьютерные игры и смотрят мультфильмы на экранах мобилок. А с 6 лет начинается школьное образование, и нагрузка на глаза увеличивается. Тревожными являются показатели роста частоты близорукости и других расстройств зрительной функции среди детей и представителей других возрастных групп.

Можно ли как-то помочь проблеме? Как вовремя распознать, есть ли у ребенка расстройства зрительной системы? Как сохранить качественное зрение и поддержать здоровое состояние глаз?

Нарушения зрения могут иметь различный характер. Прежде всего, это зависит от возраста ребенка. Если речь идет о новорожденных или детях первого года жизни, то родителям следует обратить внимание на адекватность развития зрительной системы ребенка: как ребенок открывает глаза и нормальным ли является внешний вид глаз. Бывают такие серьезные врожденные аномалии развития, как уменьшение размера глазного яблока, роговицы, патология век. Эти сложные заболевания требуют немедленного обращения к офтальмологу.

Младенцы могут еще не фокусировать взгляд, не фиксировать его на предметах. На первом месяце жизни это является совершенно нормальным. Но уже со второго месяца у детей развивается активная реакция слежения взглядом, его фиксация на больших ярких предметах. Если же эта реакция является запоздалой, и ребенок в два-три месяца не реагирует на родителей, яркие игрушки, а движения его глаз является «плавающими», нескоординированными, то можно заподозрить наличие проблемы. Родителям обязательно нужно обратиться к специалисту-офтальмологу, а если речь идет о детях раннего возраста - и к неврологу. Потому что бывает так, что зрительная система и глаза анатомически развиты хорошо, а проблема касается нервной системы. Строение глаза, и собственно, зрительной системы, является чрезвычайно сложной. Глаз воспринимает свет и зрительную информацию, которая зрительными путями поступает к головному мозгу, где обрабатывается. Поэтому ребенок может не видеть вследствие определенных нарушений именно в нервной системе. Есть такие серьезные заболевания, как, например, центральный амавроз. Поэтому чрезвычайно важно комплексное обследование ребенка и офтальмологом, и невропатологом.

Ребенок активно развивается в течение первого года жизни, у него появляются разнообразные функции. Развивается и зрительная система. Врачи обязательно обращают внимание на соответствие физического и умственного развития ребенка его возраста. После 3-4 месяцев ребенок должен хорошо фиксировать взгляд на игрушках, тянуться к ним ручками и принимать, рассматривать и тянуть в рот. Причем сначала он визуализирует предмет, определяет дальнейшие движения и действия с ним. Когда же возраст ребенка приближается к одному году, он уже более активно и осознанно реагирует на предметы, а родители могут обратить внимание не только на его зрительные функции, то есть на то, как он непосредственно реагирует на предметы, но и на то, насколько согласованно «работают» глаза, как ребенок фиксирует взгляд. В это время уже можно заподозрить наличие нарушений со стороны глазодвигательного аппарата, а именно врожденное косоглазие. Его можно обнаружить до года, причем на разных этапах: до 2-3 месяцев движения глаз дискоординированные, поэтому четко определить косоглазие еще нельзя; а вот позже, с развитием фиксации глаз, его уже можно заподозрить.

В возрасте от 1 до 3 лет зрительная система ребенка продолжает активно развиваться. Если раньше родители не замечали каких-либо проблем, а в этом возрасте ребенок начал слишком близко подходить к экрану телевизора или подносить предметы вплотную к глазам, чтобы рассмотреть их, или же прищуриваться и закрывать один глаз, то это является сигналом для обращения к врачу-офтальмологу.

От рождения глаз ребенка еще полностью не сформирован, поэтому дальнозоркость может быть физиологической нормой. Такую дальнозоркость ребенок «преодолевает» благодаря своему аккомодационному аппарату. В процессе роста происходит так называемый естественный рефрактогенез. Глаз растет, и присущая ребенку младшего возраста «неправильная» дальнозоркая рефракция меняется. Результатом этого естественного процесса является уменьшение степени дальнозоркости. Происходит это в 3-4 годика. 

Основными «вехами» здоровья зрения ребенка являются обследования: в возрасте новорожденного, в 3 года, в 6 лет, перед школой. Если до 3 лет не исправляются аномалии рефракции, которые являются физиологическими в раннем периоде, то врач-офтальмолог должен решить, нужны ли дополнительные средства: очковая коррекция зрения или контактные линзы. Такие решения может принимать только врач-офтальмолог на основе данных обследования.

Некоторые моменты в поведении ребенка должны насторожить родителей и побудить обратиться к врачу. Если родители замечают, что ребенок в возрасте 2-3 лет, который уже ходит и рассматривает объекты, берет в руки игрушки: слишком близко подходит к экрану телевизора; слишком близко подносит к глазам предметы; щурит глаз / глаза, или же у ребенка наблюдаются дискоординированные движения глаз (проявление косоглазия) или у ребенка не двигаются глаза, и он вынужден поворачивать голову, то это может быть связано с патологией зрительного аппарата. Обо все таких моментах родителям следует рассказать во время планового визита к педиатру или врачу семейной медицины. Это поможет вовремя получить направление на консультацию к офтальмологу и будет способствовать решению проблем. 

Распространенным нарушением зрения является косоглазие. Косоглазие - это сложная патология глазодвигательного аппарата. Природой предназначено, чтобы человек видел окружающий мир обоими глазами. Информация о картинке от сетчаток обоих глаз поступает в мозг, где воспроизводится единый зрительный образ. Благодаря этому зрение человека является бинокулярным, и именно такое зрение считается полноценным. При косоглазии нарушается совместная «деятельность» двух глаз, потому что ребенок фактически смотрит одним глазом, а второй в этом акте не задействован. Итак, бинокулярное зрение становится невозможным. 

Важно отметить, что чем раньше развивается косоглазие, тем больше осложнений со зрением будет у ребенка в будущем. Поэтому лечение ребенка с косоглазием следует начинать немедленно после выявления этой патологии. Косоглазие с возрастом обычно не проходит, поэтому нужно ждать, чтобы ребенок достиг определенного возраста, а уже потом принимать решение о лечении. При подозрении на косоглазие следует как можно скорее обратиться к детскому офтальмологу. Лечение, к сожалению, не является одномоментным, оно достаточно сложное, комплексное, направленное на устранение как собственно косоглазия, так и его осложнений. Методы лечения разнообразны: это и коррекция с помощью специальных призматических очков или контактных линз, и применение определенных средств аппаратного лечения, а также хирургические вмешательства.

Строго индивидуальный подход, четкая и, что очень важно, ранняя диагностика косоглазия предупреждает его осложнения. Сейчас косоглазие эффективно лечится, лечение позволяет полностью устранить угол косоглазия и развить бинокулярное зрение.

Одним из серьезных осложнений косоглазия является функциональное расстройство, которое называется амблиопия (от древнегреческого - ослабленный и - глаз, «ленивый глаз»). При развитии амблиопии неправильно сформированная зрительная функция приводит к снижению остроты зрения глаза, косоглазию. Вовремя начатое лечение собственно амблиопии является очень важным для ребенка с косоглазием. Это лечение сложное, комплексное, оно включает и зрительную / контактную коррекцию и применение аппаратных методов. Важную роль играет медикаментозное лечение. Оно помогает восстановить функции сетчатки, а именно ее центральной зоны.

Фармакотерапия препаратами, содержащими витамины и микроэлементы, которые проникают в тропные ткани глаза, помогает поддержать зрительную функцию. Каротиноиды - зеаксантин и лютеин - необходимы для нормального функционирования фоторецепторного слоя сетчатки, который получил повреждение при амблиопии. Мощная антиоксидантная защита также улучшает работу аккомодационного аппарата (цилиарной мышцы). Поэтому необходимо именно комплексное лечение амблиопии у детей, которое способствует восстановлению аккомодации и улучшению кровоснабжения сетчатки, что дает положительный эффект. 

Достаточно актуальным является вопрос, необходима ли консультация офтальмолога для здорового ребенка? Когда родители с ребенком приходят к педиатру или семейному врачу, прежде всего специалист интересуется, есть ли жалобы о состоянии ребенка. Но в офтальмологии есть определенные моменты, которые нельзя отнести к жалобам. Родители могут не замечать их и быть уверенными, что у ребенка нет никаких проблем со зрением. Даже когда у ребенка спрашивают, хорошо ли он видит, иногда он не способен ответить однозначно. Поэтому необходимо проведение диспансерного осмотра детей, начиная с 6-месячного возраста, и это закреплено документально. Обычно же, если ребенок родился с определенной патологией зрения, родители обратятся к специалисту раньше или расскажут о проблеме педиатру, который направит на консультацию к офтальмологу. Но даже при отсутствии каких-либо жалоб плановый осмотр ребенка в возрасте 6 месяцев является необходимым.

При осмотре можно выявить такую патологию, как разница между глазами в преломлении света, или анизометропию. Если сила преломления света в одном глазу существенно отличается от таковой в другом, то глаз, для которого этот показатель больше, будет развиваться хуже. Это также может привести к амблиопии. Очень важно выявлять такие состояния в раннем возрасте, поскольку зрительная функция ребенка формируется от рождения до 10 лет. Если этот период упустить, возникнет проблема устойчивой амблиопии, с которой после 10 лет бороться уже не эффективно. Поэтому еще раз следует подчеркнуть, что первый осмотр у офтальмолога с целью выявления такой проблемы должно произойти, когда ребенку исполнилось полгодика.

Кроме того, ребенка обязательно следует осмотреть перед тем, как он пойдет в детский сад. Если проблема не обнаружена в полгода, это может быть сделано в возрасте 1,5-2 года. И, конечно же, необходимо обследовать ребенка перед тем, как он пойдет в школу. На этом этапе следует оценить рефракцию, то есть силу преломления света в сложной оптической системе глаза, которую выражают в диоптриях. Это важно сделать перед началом активных зрительных нагрузок на аккомодационный аппарат глаза. 

При наличии у ребенка гиперметропического астигматизма (нарушение зрения из-за изменения формы роговицы или хрусталика, что приводит к дальнозоркости) или гиперметропии средней или высокой степени, могут появляться проблемы астенопического характера, то есть быстрая утомляемость при зрительных нагрузках, головная боль, дискомфорт. Если вовремя выявить такие нарушения, можно назначить очки, которые помогут избежать проблем. Обычно гиперметропия слабой степени не вызывает такого дискомфорта, но если степень средняя и выше, то проблема уже является существенной. При работе на близком расстоянии для компенсации гиперметропических нарушений у ребенка может развиваться состояние напряжения и спазма аккомодации. Это вызывает достаточно острое чувство дискомфорта. Из-за подобных жалоб родители приводят детей на консультацию к офтальмологу. Чтобы предотвратить развитие такой проблемы, необходимо своевременно приводить ребенка на плановый осмотр. 

Астигматизм. Причины, симптомы, коррекция - доступным языком

Существует также проблема миопии, особенно в связи со зрительными нагрузками у детей, связанными с обучением в школе, а также пользованием компьютеров и другими ґаджетами. Миопия, или близорукость, сейчас представляет собой достаточно серьезную проблему в офтальмологии. Ряд научно-исследовательских институтов занимаются исключительно этой проблемой. К сожалению, частота миопии в популяции неуклонно растет. Эта патология может проявляться в различные возрастные периоды. Если раньше считалось, что первые проявления миопии ожидаются в школьном возрасте, то сейчас, хотя львиная доля диагностируется именно у школьников, миопию обнаруживают и у детей дошкольного возраста, и у взрослых после 20 и даже после 40 лет. Все это, конечно же, связано с образом жизни, потому что значительные зрительные нагрузки у современного человека являются фактором, ассоциированным с возникновением и прогрессированием близорукости. 

Американские ученые выделили основные факторы, приводящие к развитию миопии: наследственность (наличие миопии у одного/обоих родителей); принадлежность к определенной этнической группе (скажем, у азиатов близорукость развивается чаще, чем у европейцев; в одном из исследований при участии японских школьников в возрасте 4-17 лет было обнаружено, что 67-72% страдали миопией различной степени); работа, требующая зрительного напряжения (фактически касается всех школьников; кроме того, это работа на близком расстоянии - чтение, письмо, работа на компьютере и т.д. ), сопровождающаяся напряжением аккомодации и увеличением глазного яблока; нездоровый образ жизни - недосыпание, недостаточное пребывание на свежем воздухе, длительное пользование ґаджетами.

Необходимо проводить образовательную работу по значимости этих факторов. Кроме того, не следует забывать, что несбалансированное питание, особенно у детей школьного возраста, тоже приводит к определенному дисбалансу содержания кальция в периоды активного роста скелета, недостаточности каротиноидов. Эти вещества, которые необходимы для нормального функционирования зрительной системы, ребенок получает только при здоровом питании (которое, к сожалению, не всегда нравится детям). Весь указанный комплекс факторов приводит к развитию миопии. Иногда родители удивляются: раньше в семье у всех было нормальное зрение, а у ребенка почему-то возникла близорукость. Но если тщательно собрать анамнез и проанализировать образ жизни ребенка, становится очевидным, что хотя бы один из указанных факторов налицо.

Каким же образом можно повлиять на ситуацию, что могут сделать родители, чтобы улучшить состояние зрительной системы ребенка? Начать следует с правильного обустройства рабочего места. Понятно, что не речь идет об исключении пользования компьютером (или мобильным телефоном, планшетом или другими гаджетами) из жизни ребенка. Это нереально, потому что дети должны развиваться, идти в ногу со временем и развитием техники. Но работу следует организовать правильно. Следует подобрать стол и стул надлежащей высоты, очень важно правильное освещение рабочего места. Если ребенок работает на близком расстоянии - обычно 35-40 см при чтении или письме, он должен сидеть ровно, лицом прямо к рабочей поверхности. Если это работа за компьютером, то расстояние до монитора должно составлять 70-80 см, а верхний его край - быть на уровне глаз ребенка. Необходимо хорошее освещение. Через каждые 20-30 мин следует давать глазам отдых, делать гимнастику для глаз. Всех этих правил необходимо придерживаться.

Родители должны следить за общим состоянием здоровья ребенка, его осанкой. Ребенок должен обязательно высыпаться (школьнику надо спать не менее 9-10 ч) и ежедневно проводить на свежем воздухе не менее 2-3 ч. Необходимо заниматься спортом, отдавая предпочтение плаванию и игровым видам спорта, связанными с летающим подвижным объектом (мячом, воланом и т.д.). Когда ребенок следит за таким объектом, у него невольно происходит тренировка аккомодации, что предотвращает развитие близорукости.

Очень важно обращать внимание на питание. Рекомендуется, чтобы в ежедневном рационе были продукты, содержащие кальций (больше всего его в мягком и твердом сыре) и каротиноиды (морковь, томаты, тыква и т.д.). Существуют дополнительные препараты, которые ребенок может принимать курсами, скажем, в осенний и весенний периоды, чтобы улучшить обменные процессы в сетчатке и сосудистой оболочке глаза. Это достаточно хорошо влияет и на качество зрения, и на состояние адаптационного аппарата глаза.

Период с осени до весны, когда продолжительность светового дня уменьшена, считается депрессивным. Именно в это время чрезвычайно важна темновая адаптация - то, как ребенок видит в сумерках, в темное время суток. Все это влияет на качество зрительной функции. Этот момент родители должны всегда иметь в виду. И, конечно же, если даже у ребенка абсолютно нормальное состояние рефракционного аппарата глаза, рекомендуется раз в год проверять зрительную функцию.

6301